Усадьба: жизнь по законам природы

Усадьбы России. Для нас они ассоциируются с 18-19 вв. - расцветом русской дворянской усадебной культуры - тогда примерно 80 процентов усадеб принадлежало среднепоместным дворянам. Антон Чехов, задаваясь вопросом о том, "чем хороши наши русские усадьбы?", описывал такую вот картину... "обустроены огородиками, солнечными террасками на которых пыхтят самовары, развеваются кружевные занавески, а над вазонами с вареньем кружатся осы... гитара с пестрым бантом, рядом - раскрытая книга с вышитой закладкой. Вдалеке, утопает... куполок часовенки или домашней церквушки...".
Усадьбы наполнены уютом, летней негой, надеждами, что в жизни будет все спокойно, мирно, хорошо.
Мир давно ушедший, но как завороженный застыл выразительной архитектурой. Пульс одних усадеб бьется с частотой, свидетельствующей о жизни. Пульс других указывает на то, что "сердце" вот-вот остановится. Воскреснуть или погрузится в небытие? Ребром поставлен вопрос о судьбе заброшенных усадеб. Острый, принципиальный, но скорее всего, именно такой тон лишь и уместен сегодня. Закрыть глаза на запустение или вдохнуть новую жизнь? Правительство страны выбрало второй вариант.
Минэкономразвития РФ занялось разработкой модели вовлечения в туристический оборот исторических усадеб, посредством создания системной модели поддержки проектов по возрождению исторических усадеб, механизмов взаимодействия с частными инвесторами.
В конце июля состоялось первое заседание межведомственной комиссии по возрождению исторических усадеб.
Ранее Президент РФ поручил комплексно решать вопросы возрождения исторических усадеб, их приспособления для оказания гостинично-туристских услуг. Такой подход создает возможности диверсификации предложений гостиничных услуг: увеличение инвестиций в туристическую отрасль, наращивание номерного фонда, создание новых точек притяжения.
Каждая усадьба место притягательное, дышит тайной прошлого, демонстрирует собой фундаментальность не только и не столько архитектуры (хотя этого не отнять), сколько фундаментальность традиции и духовного покрова, присущего всякой древности. Это об убеждении, что любая усадьба рождается с душой! И эти души бессмертны. Что будет, если вовлечь их в экономику? Мы вновь увидим сердцебиение, пульс, кровь и жизнь или же проект со всем перечисленным, но без души, которая уйдет, как святой дух из Иерусалимского храма, заполоненного торгашами?
На государственном уровне подчеркивают, что при работе с усадьбами необходимо объединить экономический аспект при сохранении социально-культурной значимости. Это накладывает ограничения, но и дает новые возможности.
Работу начнут с экспресс-анализа ситуации, выработки критериев отбора проектов, формирования реестра исторических усадеб с указанием их потенциала.
"Планируется сделать пилотный проект на ряде объектов с учетом возможной государственной поддержки, в том числе в части снятия ограничений при оформлении земли и самих объектов", - сказал заместитель министра экономического развития Дмитрий Вахруков.
При работе в этом направлении Минэкономразвития будет активно взаимодействовать с Минкультуры России, поскольку затрагиваются вопросы, связанные с сохранением объектов культурного наследия.
Акцентируют внимание на тех усадебных комплексах и исторических зданиях, которые максимально пригодны для реставрации и включения в туристический оборот, где могут быть сформированы и гостинично-ресторанные комплексы, и объекты туристического показа. Сети исторических отелей на базе исторических зданий и усадеб во всем мире является востребованным форматом.
В России есть ряд успешных примеров исторических усадеб, которые ежегодно принимают по несколько тысяч гостей и проводят интересные для туристов мероприятия.
"Усадьбу Марьино под Петербургом посещают 4-5 тысяч человек в год при том, что номерной фонд там еще очень небольшой. Есть Усадьба Воронино в Ярославской области, где порядка семи лет функционирует гостиница на 50 мест, но ежегодный туристический оборот достигает нескольких тысяч в год. Усадьбу "Скорняково-Архангельское" в Липецкой области посещают 10 -12 тысяч туристов в год, причем в основном за счет мероприятий, которые там проходят. Многие усадьбы, даже не завершив до конца реставрационные работы, уже являются центрами притяжения", - отмечает Виссарион Алябьев (исполнительный директор Ассоциации исторических усадеб).
Инвесторы проявляют интерес. При участии корпорации реализуется проект в Смоленской области - туристический комплекс "Сады Голицына", в основе концепции которого не только живописный ландшафт территории, но и расположение вблизи усадьбы Голицыных.
Вячеслав Леонтьев, председатель центрального исполкома общественного объединения "Культурный фронт России": - "Есть исторические свидетельства, подтверждающие величие русского народа. Все люди, которые воспринимали нашу духовную позицию, культурную - они говорили: "мы - русские". Россия - это явление в цивилизационном, историческом контексте...
Материальное культурное наследие - уникальные территории и исторические места. Если снести свидетельство, то потом сложно доказать те исторические факты, которые вобраны этой территорией. Сохранить как можно больше свидетельств величия народов России, приблизить их к народу - важная составляющая сохранения объектов культурного наследия".
Дворянская усадьба - целый мир с традициями, преданиями, реликвиями. В родовом гнезде открывают и познают Родину, природу, язык, культуру, проникаются "русским духом". Это достояние не может быть отдано царству природы, оно составляет часть человеческой природы. Усадьба - источник воспоминаний о прошлом и размышлений о будущем. Путешествуя по стране, и имея возможность пожить в таких вот уголках, мы роднимся с нашей историей, нашим достоянием.
Если массово заживут, задышат усадьбы наши, это отразится не только на экономике, это отразится на самом духе народа. Народа - как рода, сумевшего продолжить традицию, встроить ее в современную жизнь.
Другие материалы раздела




Всего: 1093 материалов