Ошибки и успехи наноиндустрии по Чубайсу

Бизнес в наноиндустрии - интересен, сложен, динамичен, порою, непредсказуем, но все, что происходит в рамках таких бизнес-проектов навсегда меняет жизнь людей.
А. Чубайс, Председатель правления ООО "УК Роснано", в рамках VI Конгресса предприятий наноиндустрии рассказал о десятилетнем опыте, о специфике бизнеса в этой сфере, об ошибках, просчетах и о том, чем по праву гордится.
О рождении рынка солнечной энергетики. Последователи. Компания "Хевел" построила в Чувашии первый в России завод по производству солнечных модулей. Сейчас его будут модернизировать и наращивать мощности. Так в РФ началось массовое строительство солнечных станций. Главное, что "Хевел" стала первопроходцем в этом сложном бизнесе, а теперь в Подольске построен завод по производству солнечных батарей без какого-либо участия Роснано. Появились, так называемые, последователи, по этому пути пошел частный бизнес (российско-китайский проект) и теперь на рынке появится конкуренция. Индустрия становится на ноги.
О самой большой ошибке. Самым болезненным опытом А. Чубайс считает строительство завода по производству поликремния в Иркутской обл. Дело в том, что поликремний в России не производится. Но несколько лет тому назад цена на него достигала 400 дол. за килограмм. Это было привлекательно. Но, к тому времени, когда завод был построен, цена на него снизилась до 20 дол. "Причина ошибки - неграмотно выстроенная наша работа с мировой аналитикой. То время пришлось на мировой кризис в солнечной энергетике. Китай вывел на рынок поликремния больше, чем весь мир - и рынок рухнул. Мы не предвидели такой масштаб перелома".
Еще ошибка. Вложились в технологии, которые себя не оправдали. Компания "Оптоган" жива и будет развиваться. Но если смотреть шире, то мы не достигли поставленных целей. В светотехнике за 10 лет произошел технологический перелом - появились светодиоды. Мы пошли в эту сферу с хорошим научным заделом и попытались конкурировать. Не получилось. Все проекты провалились. Причина: в производстве светодиодов мы конкурировали с Тайванем, где уже было 300 серийных установок, а у нас лишь 5. Невозможно конкурировать. Мы не смогли сесть на уходящий поезд.
Не все, что считают ошибками - является ошибками. Например, завод "Пластик-Лоджиг" - его загрузка сегодня составляет 100 проц. С ним связана история, за которую меня ругали СМИ. Завод производит гибкие дисплеи. Мы показали планшет президенту - планшет показали, а производство не наладили. "Считаю, что это не провал. Завод не построили, так как экономически это было не выгодно. Мы бы не смогли конкурировать. Зато мы развернули центр гибкой электроники и через 3-5 лет этот кластер может сделать Россию мировым лидером на данном рынке".
Гордость. В 2017 г. - мы прошли развилку по ветроэнергетике - в феврале будущего года будет запущена первая ветростанция.
Пару проектов, которые хочу выделить. Один из них социальный - центры ядерной медицины передовой радионуклидной диагностики (ПЭТ,КТ) - они функционируют в 8 регионов РФ. Новый способ диагностики позволяет выявлять рак на первой стадии. Уже более 45 тыс. человек прошли в этих центрах диагностику - это спасение жизни человека.
Еще один амбициозный проект - одностенные углеродные нанотрубки. Это наномодификатор, улучшающий механические свойства, электро- и теплопроводность материалов (резины, композитов, полимеров и др.). Правда, он очень рисковый, его могут уничтожить за сутки. Но если этого не произойдет, то в ближайшие 75 лет он по масштабам будет круче Газпрома.
Специфика наноиндустрии в России. Бизнес в наноиндустрии предполагает создание завода и выход из проекта с целью создания новых проектов. Но иностранных инвесторов в РФ уничтожили - рынок сузился. Российский инвестор - это большие сложности. Если он частный, то это должен быть серьезный бизнес, которых не так много. А госкомпании - еще сложнее. Их интерес в зародышевом состоянии, малый и не "бизнесовый", совсем по другим правилам работают. В этом и вся специфика.
Другие материалы раздела




Всего: 1102 материалов