"Лунный свет" в 1883 г.

Бетховен проходил однажды, в вечернее время, мимо небольшого дома, и вдруг услышал, что кто-то играет отрывок из его сонаты F. Он остановился, чтобы послушать, и до слуха его долетели следующие слова, сказанные нежным голосом: "Чего бы я не дала, чтобы послушать эту вещь в хорошем исполнении!". Великий композитор открыл дверь и вошел в скромную комнатку, смежную с башмачной лавкой. "Извините, - сказал он, немного смутившись, - я услышал, как тут играют, и решился войти. Я музыкант". Молодая девушка, стоявшая перед ним, покраснела, и брат ее, бывший также в комнате, посмотрел на него серьезно, почти строго. "Я слышал также, - продолжал Бетховен, - как вы сказали, что желали-бы услышать эту пьесу... словом, хотите я вам сыграю ее?".
- "Благодарю вас, - сказал башмачник, - но у нас фортепиано плохое, а нот совсем нет!". "Как нет?, - спросил Бетховен, - каким же образом фрейлен играла?"... Но взглянув на девушку, которая в эту минуту обернулась к нему лицом, и увидев, что она слепа, он вдруг остановился и покраснел. "Простите, простите, - проговорил он, смешавшись, - я и не заметил что... Значит, вы играете на память?... Где же вы слышали эту пьесу?".
- "Я слышала ее на улице; наши соседи играют, и когда открыто окошко...". Она вдруг замолчала, как бы испугавшись. Бетховен, не говоря ни снова, сел за фортепиано и начал играть. Давно уже он не играл с таким жаром и с таким чувством, как в этот день на старом фортепиано, для слепой девушки и ее брата. Когда он кончил, башмачник подошел к нему и спросил робким голосом: "Скажите, кто вы?".
Бетховен поднял голову, как бы не слыша; молодой человек повторил вопрос. Композитор улыбнулся своей грустной, серьезной улыбкой и, проговорив вместо всякого ответа "слушайте!", начал играть сонату F, о которой мечтала девушка. Вдруг крик радости вырвался из груди брата и сестры. Они угадали, кто он, и оба зараз воскликнули: "Бетховен!". Окончив пьесу, он встал, чтобы уйти, но они удержали его. "Сыграйте нам еще раз, только один раз!", - просили они. Он охотно сел опять за инструмент. В эту минуту блестящий луч месяца упал сквозь не занавешенное окошко на раскрасневшееся от внутреннего волнения лицо девушки. Бетховен бросил на ее брата взгляд, полный сострадания, и тот как бы невольно произнес: "бедная сестра!". "Я передам ей в музыке лунный свет", - сказал композитор и начал задушевную, полную чудных переливов, мелодию, нежные звуки которой озаряли комнату, подобно мягким лучам месяца, - ту бессмертную мелодию, которая известна в свете под названием сонаты "Лунный свет".
Другие материалы раздела




Всего: 1082 материалов