Конвенция под номером 102

Краткая история: Конвенция 102 была принята в Женеве в 1952 г., с целью регулирования вопросов предоставления пособий, в частности, по болезни, по безработице, по инвалидности, по старости, в случае трудового увечья, по беременности и родам, по потере кормильца. К этому времени Конвенцию ратифицировало 51 государство. Несмотря на то, что Конвенция разработана в 50-хх гг. ХХ в., она, как отмечают эксперты, актуальна и по сей день. В России с 90-х гг. обсуждали этот документ, но только сегодня, по всей видимости, пришли к выводу о необходимости его принятия.
Как было отмечено в рамках парламентских слушаний Комитета ГД по труду, присоединение к Конвенции в мире считается цензом цивилизованности государства. И, соответственно, для России, которая по Конституции - социальное государство, соблюдение минимальных стандартов социального обеспечения, должно быть безусловным государственным приоритетом.
Однако, Конвенция 102 - неоднозначна. С одной стороны, она предполагает необходимость увеличения пенсионного обеспечения - коэффициент замещения трудовой пенсией по старости должен достигать 40 проц. утраченного заработка. С учетом того, что Правительство РФ проводит сегодня политику оптимизации, причем, социальной сферы, и, те же пенсии в следующем году будут проиндексированы на уровень в три раза меньше, чем размер инфляции, возникает вопрос: "откуда в государстве найдут дополнительные средства, чтобы привести это и подобные требования в норму?".
Ответ простой: Конвенция предусматривает определенную гибкость в реализации принимаемых обязательств. Имеется в виду, что страна может выбрать метод расчета предоставляемого обеспечения, конкретизировать категории его получателей. А также можно разрабатывать "дорожные карты" и постепенно выполнять нормы.
А вот, с другой стороны, Конвенция 102 не ставит в числе требований оказание бесплатной медицинской помощи. Она устанавливает сроки получения разных выплат, например, для получения компенсации травмы на работе нужно, чтобы лицо отработало три месяца, для выплат по беременности, срок работы на предприятии должен составлять не менее шести месяцев. В России таких условий нет.
В целом, ряд российских социальных гарантий гораздо выше, чем нормы, определенные конвенцией, а уровень различных выплат, таких как по старости, по инвалидности - в России ниже, чем требует того Конвенция.
Согласно Конвенции, при ее принятии все те, нормы социального обеспечения государства, которые выше норм Конвенции, должны сохраняться, применительно к России - можно говорить о рисках.
Главный из них касается того, что еще до ратификации документа ряд социальных норм может быть снижен до минимумов Конвенции, в силу проводимой оптимизационной политики. А те нормы, которые предполагают лучший уровень защиты, будут исполняться медленно и долго, согласно разработанной "дорожной карте".
Само принятие Конвенции не гарантирует повышение уровня социального обеспечения, но может стать инструментом экономии на социальных выплатах в руках Правительства.
Также, хочется добавить, если России так необходимо подтвердить статус социального государства посредством подобных документов, и установить минимумы социального обеспечения, то почему бы не разработать документ, аналогичный Конвенции, но с учетом реалий сегодняшнего времени и высокой планки норм социального обеспечения?!
Другие материалы раздела




Всего: 1074 материалов