Развитие Севера и Дальнего Востока

Демографические процессы оживляют одни территории и приводят к запустению другие. Эти изменения известны и касаются всех уголков планеты. В мировом масштабе население растет. А в европейских странах и, в частности, в России - сокращается. На планете истощаются запасы полезных ископаемых, чистый воздух, чистая вода. Отмечается все более агрессивное потребление населением природных благ, остается все меньше девственных нетронутых территорий. А Север и Дальний Восток России, несомненно, девственны. Здесь проживает мало людей. К сожалению, отмечается высокий отток населения из этих мест из-за сурового климата, плохой инфраструктуры, низкого социального обеспечения. Люди ищут лучшей жизни и находят ее в центральных регионах, в больших городах. Это - беда для богатых ресурсами территорий.
Подумайте, на границе Еврейской АО (относится к Дальневосточному ФО) проживает 168 тыс. россиян, а на противоположной стороне Амура - 130 млн. китайцев (!). Их интересуют наши земли и они знают, что с ними делать. Японию тоже интересуют наши земли в ДФО и она тоже знает, что с ними делать. А мы пока не можем определиться с государственной политикой в отношении развития данных территорий?
Любое развитие требует больших затрат, на которые Россия сегодня не готова. Поэтому одни эксперты предлагают искать и находить ресурсы для гармоничного развития упомянутых земель, а другие предлагают точечные решения, которые могут привести к притоку населения или же сократить отток.
Основы государственной политики регионального развития РФ на период до 2025 года предлагают "сдерживать отток населения с важных в геополитическом отношении территорий", и в то же время отмечают, что территории Севера и Дальнего Востока не имеют в обозримом будущем "перспектив динамичного экономического развития". Получается, "бесперспективны"?
Но есть примеры успешного экономического развития подобных территорий. Например, площадь Аляски в 3,5 раза меньше площади Дальневосточного ФО, а численность населения меньше в восемь раз, однако, ВВП Аляски составляет примерно 44 млрд. дол., тогда как ВРП ДФО - лишь немногим больше. По аналогии, можно утверждать, что потенциал ДФО и Севера России чрезвычайно велик, но не раскрыт.
Что же предлагается в рамках обсуждений демографии и развития упомянутых территорий?
С экономической точки зрения предлагается создание новых рабочих мест, повышение их безопасности, стимулирование граждан к трудовой мобильности. А что касается демографии, тот тут специалисты подходят точечно: вычислили "уязвимые места" и предложили не затратные меры исправления ситуации.
Например, выявлено, что на Сахалине и Камчатке смертность людей в ДТП в 2 раза выше, чем в среднем по стране. Предлагается снабжать аптечками с расширенным набором медикаментов и обучать сотрудников ГИБДД основам помощи пострадавшим при ДТП, что позволит снизить смертность на 30 проц.
Уже практикуется выдача сертификата здоровья молодой семье. Речь идет о специальных кабинетах, где молодые семьи могут пройти бесплатное обследование мужского и женского репродуктивного здоровья. Эти программы, несомненно, нужны, но едва ли повлияют на демографический рост и приведут к всплеску рождаемости.
Это точечные решения, а они, не являются веским аргументом или стимулом для больших положительных перемен. Однако, если определиться с тем, как развивать эти непростые, но уникальные регионы, то люди "потянутся" сами?
Точечные меры без стратегических целей - ложка чернозема на теле песчаной пустыни - чуть чернозема есть, а ничего не вырастить...
Другие материалы раздела




Всего: 1082 материалов