overworldnews.com

            Великая Россия
    Устами современников и исторические хроники

  overworldnews.com

            Великая Россия    Устами современников и исторические хроники

Ольга Щетинина
спецкорреспондент

Культурные коды на земле и в воздухе, и в цифровом пространстве

Моя прапрабабушка (о которой я знаю только по рассказам родных) на склоне своих лет сильно увлеклась Ницше: она любила сесть у окна в кресло-качалку, взять мундштук, взять томик книги упомянутого философа (у нее было три тома из восьми собраний сочинений, вышедших в Российской Империи в 1900 году) и неторопливо читать его труды, обдумывая и всматриваясь в каждое слово, всякий смысл, всякое понятие. Ее изящный мундштук всегда пустовал, видимо, левая рука, легонько сжимала его, периодически постукивая по деревянному поручню кресла, исключительно ради модного поветрия тех лет. В ее комнату всегда пробирались солнечные лучи, они не только "золотили" пространство и освещали "рабочее место", но и обнаруживали редкие пылинки, танцующие в воздухе. Этот свет и частички пыли, неизменные жители всякого книжного шкафа и околошкафных пространств, создавали впечатление легкой белой дымки... Лично для меня, дымка эта стала воплощением того самого шлейфа загадочности и мудрости, которым, по преданиям, были окружены дамы, имеющие даже малейшую связь с XIX веком. О Ницше много писали и спорили. Как отмечал один из критиков: сыновья стали открывать ценности, отброшенные их отцами. Исследователь его творчества, Р. Данилевский, писал, что Ницше предстал перед русским читателем в самых разных ипостасях - от богоборца до богоискателя, от идеолога мещанства до врага его..., от насаждающего "древо смерти" до проповедующего "радость жизни". Он вдохновлял на поиск первоценностей: свободы, красоты, творчества, на эксперименты в искусстве, литературе, музыке, кино.
После вышеупомянутых слов, стоит ли говорить о том, что в своем окружении моя прапрабабушка считалась человеком образованным, умным, культурным. Судя по всему, она могла бы олицетворять собой начало эпохи модернизма. Но это лишь мои фантазии.
Она часто задумчиво улыбалась, окрыленная своими мыслями и глубокими размышлениями.
Перенесемся на мгновение в современность. Как потомок, хочу заметить, что образовательная программа в моем вузе только в первом полугодии предлагала к изучению несколько десятков произведений писателей, философов, ученых, да, и собственная библиотека всегда была в распоряжении.
Казалось бы, за пять с половиной лет обучения, количество усвоенных и неусвоенных знаний должно было приблизить меня к этому тонкому и значительному образу моих предков. Я окончила вуз, освоила профессию, продолжаю все время учиться и познавать, но посади меня сейчас в кресло-качалку, вооружив томиком Ницше, я окажусь лишь бледным подобием той умнейшей дамы, открывающей для себя новые, революционные взгляды начала ХХ века.
Я хочу опять вернуть Вас в прошлое, читатель. Несколько раз моя прапрабабушка вспоминала о какой-то чудесной выставке картин, которую однажды она посетила. Увы, нам неизвестно ничего о том событии, кроме единственного факта, что оно на всю жизнь осталось ярким и эмоциональным воспоминанием. Настолько ярким, что даже тогда, когда старость одержала победу над физической стороной ее личности, а потом и над интеллектуальной, ее чувственный мир не сдавался, и она часто-часто рассказывала кому-то неизвестному, глядя в пустоту, о картине, которая "была маслом и в которой было столько света, сколько бывает в солнечный день, в которой был и пруд, и лилии, и, как будто, весь мир". Не знаю, верна ли цитата, но в таком виде она пришла ко мне. Думая об этом, я ловлю себя на мыслях, как бережно в те времена хранили и оберегали каждый свой опыт прикосновения к прекрасному, как глубоко они анализировали его и как много говорили об увиденном. Не потому ли, что и литература, и искусство требуют того, чтобы их не только созерцали и осмысливали, но и того, чтобы о них говорили? Ведь разговор это не только информация и обмен ею, но и выплеск тех эмоций, которые порождает творчество, которые в итоге становятся "пульсом" своего времени.
Волшебство искусства начитается в тот момент, когда под его вуалью встречаются люди, проникаясь "духом" увиденного, обогащаясь новым опытом, новым смыслом.
Собственно, все это слишком большое, но надеюсь, оправданное предисловие к нескольким простым мыслям. Вспоминая прапрабабушку, жизнь которой протекала в другой эпохе, в других культурных, бытовых, образовательных условиях, для которых характерен тихий, вдумчивый досуг, я представляю цельную личность, по всей видимости, хорошо чувствующую и понимающую свое время.
Наше время иное - бурлящее, насыщенное, пестрящее образами, мыслями, смыслами - время иное и мы иные. Человек позапрошлого века, наверняка, посчитал бы нас безумцами.
Выставки, концерты, книги, театральные постановки, кино, вернисажи, экспозиции, фестивали - и все это существует в двух мирах: физическом и электронном. И мы существуем в двух мирах. Мы воистину богатые наследники, но мы пока еще не объяли все наше культурное, историческое достояние.
Здесь, на этом этапе у меня возникает масса вопросов:
Способны ли мы понять наше время? Способны ли объять опыт предков? Способны ли чувствовать искусство массово, понимать и разбираться в нем? Способны ли говорить о нем, встречаться в храме его и поддаваться влиянию его? Способны ли оценивать, критиковать, наслаждаться? Способны ли постигать его душой и проецировать во вне?
Ведь от этих способностей может меняться мир. Способны ли мы распорядиться своим богатством так, чтобы не растратить его смыслы, а чтобы окружить этими смыслами все жизненное пространство?
Мы только учимся работать с наследием и настоящим, делаем попытки охватить его, учимся проецировать его, и организовывать в пространстве большой страны, во времени, в мыслях и восприятии.
Я часто сталкивалась с мнениями о том, что наше "культурное поле" стало носить "кликовый" характер. Оно насыщенно, но разобщено, не являет собой единого целого, понятного целого. И будто форматы упрощаются, и будто ценности размываются, а все ради заигрывания с молодежью, с тем, чтобы создать видимость вовлечения в культурную среду.
Это мнение меня натолкнуло на иные мысли - противоположные. Кажущаяся "кликовость" - это всего лишь незаполненность всех ныне существующих каналов передачи и распространения достижений культуры, ее эстетики, опыта и знаний.
В былые времена, посетив редкую экспозицию, люди будто попадали в новую "галактику", где встречали не звучащие ранее мысли, взгляды, понятия, и, естественно, глубоко переживали увиденное. Сегодня, мы, по сути, живем в культурном пространстве, которое достигает вселенских масштабов, а потому так сложно для восприятия.
Хотелось бы упорядочить и логически выстроить чувственный и богатый мир культуры - он не должен казаться хаосом, на подобие того, который сейчас пребывает в информационном пространстве. Он должен быть гармонией, ведущей к размышлениям и духовному росту.
Поступательное движение в этом направлении прослеживается. Так, Минкультуры РФ реализует национальный проект "Культура". Его программы распространяются на всю страну, на каждый ее уголок, по сути, образовывая скелет, в будущем стройной и притягательной фигуры культурной жизни.
Наши культурные коды, культурные смыслы и на земле, и в воздухе, и в цифровом пространстве. Например, в начале этого года на рейсах авиакомпании "Аэрофлот" все пассажиры от 3 до 11 лет получали в подарок развивающую книжку, с акцентом на картинки и информацию о Театре кукол им. С.В. Образцова в Москве или о Музее Мирового океана в Калининграде. Так, наших детей познакомили с российскими достопримечательностями, культурными, театральными традициями, показали богатство и разнообразие культуры.
Нацпроект "Культура" охватывает множество направлений, упорядочивая все то, что играет большую роль в движении и популяризации духовной составляющей общества: ремонт и реставрация театров кукол и ТЮЗов, строительство новых домов культуры и сельских клубов, модернизация библиотек, кинозалов, снабжение инструментами и учебными материалами для школ искусств и училищ. Модернизация библиотек, это не просто обновление здания, это рождение нового, современного пространства, которое не просто привлекает, но и увлекает, настраивает на познание, обучение, развитие. Такие библиотеки начинают играть большую объединяющую, коммуникативную роль среди местного населения.
Автоклубы, поступающие в регионы страны в рамках упомянутого нацпроекта, уже колесят по удаленным населенным пунктам, для окрестностей которых их явление - большое событие. Здесь важно не только то, что жители дальних уголков становятся зрителями театральных постановок, кинофильмов, концертов, участниками культурно-массовых мероприятий, но и то, что они, таким образом, связываются единой нитью с жителями всей страны. Мало-помалу устраняется культурный разрыв, и эта сфера, по призванию, обретает объединяющую силу.
Интересно, что в нашей стране даже непрофильные министерства и ведомства вносят свою лепту в развитие культурного пространства. Даже "под землей", мы, порою, получаем возможность видеть то, что составляет наше культурное достояние. Речь идет о прошлогоднем проекте Роспатента и Ассоциации "Народные художественные промыслы России", когда в московском метрополитене был запущен и курсировал поезд, оформленный региональными народными брендами: семеновской хохломой, ростовской финифтью, жостовской росписью, гжелью и др...
Еще один пример - пример законодательной работы - Госдумой в первом чтении рассмотрен законопроект, который предлагает сопровождать памятники Великой Отечественной войны QR-кодами, дающими доступ к подробной информации о живых историях, героях и событиях, которым они посвящены. Это тоже наша культура, культура с трагической историей, кровью вписанная в наш генетический код. Хочется выразить надежду на принятие этого документа новым созывом нижней палаты парламента.
Культура в своем богатстве и многообразии готова стать целостным пространством всей страны. Нами накоплен колоссальный "культурный фонд", являющийся, по сути, нашей "душой". Перед лицом угроз и политической мировой нестабильности, перед взрывным технологическим прогрессом мы можем представить величие духовное и сделать так, чтобы именно эта наша национальная черта перевешивала на чаше весов.
Нынешние национальные проекты способны связать единой нитью большую страну, с тем, чтобы наше богатство изливалось на весь мир, меняя внешние и внутренние взаимоотношения, облагораживая их ценностями.
Моя прапрабабушка на склоне лет открывала для себя новую эпоху, и, познавая "язык" культуры через философов, она познала то, что есть сутью и душой общества, то, что питает смыслами и приближает к масштабам вселенной.
Сегодня мы фактически готовы открыть новую дверь, за которой мир культуры приобретет новые масштабы и целостные формы.
Исторические хроники

Необходимое явление духовной жизни человечества

О выставках в России было замечено, что первые из них были организованы в Петербурге, в академии художеств. Но, как стало известно, до академических проходили и другие выставки.
К первым относят экспозиции времен Петра I. Его можно назвать первым коллекционером светских картин. На аукционе в Амстердаме император приобрел большую коллекцию картин, которую разместили в Петергофе, в увеселительном дворце Монплезир.
Искусство...
Искусство, по Гегелю, необходимое явление духовной жизни человечества. Интересно, как немецкий философ оценивал свое время, которое впоследствии получило название "Золотой век" (19 век). Он застал самое начало этой эпохи.
Гегель подчеркивал мысль о начавшемся упадке, о нисходящей линии развития искусства в современную ему эпоху. Основываясь на противоречиях в культуре того времени, он сделал вывод, что это время "по своему общему состоянию неблагоприятно для искусства". Это выражается в "прозаизме" века - форма искусства "перестала быть высшей потребностью духа". Философ также акцентировал внимание на уродующее личность разделение труда, на конфликт индивида и государства в обществе, на разъедающую его всеобщую конкуренцию и вражду людей, на измельчание нравов как на факторы, затрудняющие единение искусства с жизнью. Это, по его мнению, и являлось самым неблагоприятным для развития искусства.
Превращение индивида в "частичного индивида", в узкоспециализированную функцию общественного и государственного целого, в винтик бездушного механизма, лишение его "субстанциональности характера", свободы и самостоятельности решений и действий, антагонизм личности и всеобщих родовых сил человечества - все это подрубает корни искусства. "Ибо искусство и его идеал представляют собой всеобщее, которое в своем формировании раскрывается для созерцания и потому находится в непосредственном единстве с частичными явлениями во всей их жизненности".
Возможно, и наша эпоха укладывается в подобное изложение. Но, мы-то, с высоты времени, теперь точно знаем, что самые строгие суждения и выводы, не мешают тому, чтобы за видимым, объективным спадом, последовал великий, внушительный подъем.
Наше новое время - это поиск новых форм и возможностей объять, казалось бы, необъятное.
Есть ли к этому предпосылки - становится очевидным из выступления Министра культуры РФ на совещании Президента РФ с членами Правительства, 7 июля 2021 г.
О. Любимова:
"Сегодня особое внимание уделяется созданию условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности. Реализуются несколько важных инициатив в сфере культуры. Так, еще в 2019 году Минкультуры и Минпросвещения был запущен межведомственный проект "Культура для школьников". Он знакомит подрастающее поколение с лучшими образцами искусства нашей страны. Основные направления проекта - это организованные выезды учащихся в учреждения культуры и посещение выставок".
"Нам очень важны тематические встречи с выдающимися деятелями культуры, искусства. И первыми федеральными наставниками этого проекта стали Евгений Миронов, Владимир Машков, Анна Нетребко и многие другие".
"Наконец, нам важны мероприятия, посвященные знакомству с цифровыми платформами. Это и "Культура.РФ", и "Национальная электронная библиотека". Чтобы привлечь внимание ребят, инициированы различные тематические акции: "Культурный марафон", "Летопись сердец", "Кинолето", "Галерея литературных образов", "Культурная ботаника". Наиболее масштабное событие - "Культурный марафон", он уже привлек внимание более одного миллиона школьников".
"Самоизоляция позволила объединить усилия профессионального сообщества и подумать над стратегическими вопросами: как научиться позиционировать и продвигать музеи, повышать их узнаваемость, востребованность среди туристов, сделать более привлекательными для подрастающего поколения. Мы систематизировали эту работу, и как результат в рамках проекта "Музейные маршруты России" проводится цикл выездных презентационных и экспертно-методических мероприятий. На них наши музейные работники, профессионалы туристической индустрии и специалисты по развитию территорий обсуждают самые острые и актуальные вопросы. Основная цель проекта - добиться радикального роста посещаемости музеев".
"В этом году мероприятия проекта прошли в ряде федеральных музеев, расположенных в регионах. Такие учреждения вынуждены решать те же вопросы, что и региональные музеи, и решают их очень удачно и делятся своим опытом. Я хотела бы привести в пример Музей космонавтики имени Циолковского в Калуге, который после открытия второй очереди стал обладателем уникального высокотехнологичного оборудования, в том числе и современных мультимедийных комплексов. Это расположенный в Республике Карелия музей-заповедник "Кижи", ставший флагманом этнографического туризма и музейного сотрудничества с ЮНЕСКО, а также наш новый музейный квартал в Туле, который стал новым словом российского музейного развития. Фактически здесь создана туристическая инфраструктура мирового класса как по художественному содержанию, так и по спектру предлагаемых посетителям услуг".
"И, наконец, востребованным инструментом в деле привлечения интереса молодежи к культурным мероприятиям должна стать программа "Пушкинская карта". Мы планируем запустить "Пушкинскую карту" уже с 1 сентября. К программе присоединятся театры, музеи, концертные залы, филармонии и даже библиотеки по всей стране. Обладателем "Пушкинской карты" может стать любой гражданин в возрасте с 14 до 22 лет, то есть почти 13 миллионов школьников старших классов, а также студентов колледжей и вузов. Для этого им просто надо подать заявку на участие в программе через портал госуслуг. При этом средства, зачисленные на "Пушкинскую карту", можно потратить только в учреждениях культуры и только на культурные мероприятия. Это ее ключевая особенность. Невозможно расплатиться картой при покупке продуктов или в транспорте, а также обналичить сумму или, например, продать билет на спектакль в театр".
"Мы постарались максимально упростить для всех участников программы поиск событий в сфере культуры. Основными площадками, где можно увидеть афишу мероприятий, станет наш портал "Культура.РФ" и приложение "Госуслуги. Культура". И как результат мы рассчитываем, что у ребят сформируется очень важный навык, привычка посещать учреждения культуры, а у наших учреждений культуры появится возможность существенно увеличить и разнообразить свою деятельность".


Электронное периодическое издание overworldnews.com зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере
связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 05 мая 2010 г. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-39697

Copyright © overworldnews.com   Все права защищены.  16+

Редакция


Почта России

Почта России

Почта России

Почта России


Другие материалы раздела:
....................
О. Щетинина
Спец. корреспондент
С Днем Победы!
....................
О. Щетинина
Спец. корреспондент
Что мы для планеты Земля?
....................
О. Щетинина
Спец. корреспондент
Защитник не только тот, кто с оружием в руках
....................
Щетинина Ольга,
Спец. корреспондент
"Все для победы"
....................
Всего: 24 материалов
Закрыть

Проект «Великая Россия»


     Это проект о каждом из нас и о нашей большой, славной России. Наше современное служение Отечеству и обращение к героической памяти предков и к великой общей истории – есть наша Россия. Понимание всей важности задач по консолидации россиян и желание для своей страны и граждан лучшего будущего, породило в нас желание создать данный проект. Он ставит целью представить всю нашу страну, народы, культуры, нашу историю. Мы хотим устами современников создать образ страны, показать, что независимо от скорости жизни все мы умеем ценить то, что нас окружает, любить то, вокруг чего строится наша жизнь, дорожить и восторгаться тем, что входит в емкое понятие Родина, Россия. Россия – наша большая, большущая, многоликая, великая, непостижимая… и родная, потому, что в каждом уголке можно услышать стук сердца, созвучный со стуком каждого из нас. В этом наше единство. Сегодня без любви нельзя, нельзя и без тех качеств, которые ею взращиваются, и, наличие которых в 21 веке становится решающим. Личность 21 века должна обладать не только фундаментальными и разносторонними знаниями, но и иметь понимание и осознание того, что Россия от Махачкалы до Чукотки – наш дом, и мы - его хозяева. Тогда появляется чувство уверенности, сопричастности, единения, становятся понятны задачи развития страны, возможности построения собственной жизни, и появляется та самая движущая сила, которая необходима личности и государству для роста и утверждения. Мы абсолютно уверены, что «слово» продемонстрирует всю силу и красоту государства, и возродит те чувства, о которых мы порою забываем, но без которых нельзя. «Россия – великая страна, народ – ее сердце, все вокруг – наше достояние\».
     Проект состоит из двух частей. Первая часть – современники о России. Вторая часть – выдержки из истории – наши славные предки и пример их служения, любви, достоинства.
     «Мир становится всё более жёстким, порой отвергается не просто международное право, но даже элементарные приличия. Нужно быть сильным в военном, технологическом, экономическом отношении, но всё таки главное, что будет определять успех, – это качество людей, качество общества интеллектуальное, духовное, моральное. Ведь в конце концов и экономический рост, и благосостояние, и геополитическое влияние – это производные от состояния самого общества, от того, насколько граждане той или иной страны чувствуют себя единым народом, насколько они укоренены в этой своей истории, в ценностях и в традициях, объединяют ли их общие цели и ответственность. В этом смысле вопрос обретения и укрепления национальной идентичности действительно носит для России фундаментальный характер… Именно образованные, творческие, физически, духовно здоровые люди, а не природные ресурсы или ядерное оружие будут главной силой России этого и последующего веков». (Президент РФ В. Путин).
     Мы приглашаем принять участие в проекте и рассказать о том уголке России, который вам особенно дорог.
     Ждем ваших писем на e-mail: overworldnews@yandex.ru


Закрыть


Почта России

Почта России

Почта России

Почта России

В Проекте можно принять участие, направив материалы с рассказом об уголке России, который вам особенно дорог, а также примеры, демонстрирующие преданность, самоотверженность, любовь, бескорыстное служение предков и современников Великой России.
(При отправке материалов, пожалуйста, указывайте ФИО и род занятий).
e-mail: overworldnews@yandex.ru,

а также:

  • Разместите информацию о Проекте на своих ресурсах. Спасибо!
  • Страна   В деталях   Полемика   Мнения   Стена   Корпорации   Право   Ярослава Дач   RSS      О проекте